Программа повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих работников и специалистов стратегический менеджмент как основа сбалансированного развития предприятий горнопромышленного комлпекса


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный горный институт

имени Г.В. Плеханова (технический университет)



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

СПГГИ (ТУ), профессор


___________________ М.А. Иванов


«____» ____________ 2009 г.



ПРОГРАММА

повышения квалификации и профессиональной переподготовки

руководящих работников и специалистов


СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ как основа сбалансированного развития предприятий горнопромышленного комлпекса


Санкт-Петербург


2009

1. Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины – дать слушателям ФПК необходимый объем знаний и практических навыков в области стратегического менеджмента, позволяющий им успешно работать в качестве менеджера высшего или среднего звена на российских предприятиях в соответствии с современными международными требованиями.

Задачи дисциплины:


^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины «Стратегический менеджмент» слушатель ФПК должен знать:


^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

74

Аудиторные занятия

74

Лекции

50

Практические занятия (ПЗ)

24

Вид итогового контроля

зачет



^ 4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий


№ п/п

Раздел дисциплины

Кол-во часов

1

Введение в стратегический менеджмент

2

2

Концепция стратегического управления

8

3

Анализ альтернатив развития предприятия и выбор стратегии предприятия

8

4

Стратегическое планирование на предприятия.

10

5

Управление реализацией стратегии предприятия

8

6

Организационная структура управления предприятием, ориентированная на стратегическое управление

6

7

Стратегия антикризисного управления предприятием

8


^ 4.2. Содержание разделов дисциплины

РАЗДЕЛ 1. Введение в стратегический менеджмент. Сущность стратегического менеджмента. Основные понятия и категории.

РАЗДЕЛ 2. Концепция стратегического управления. Объективная необходимость возникновения и возможность практического использования методологии стратегического управления. Миссия и цели организации, адаптации и конкуренции и методы их формирования. Цели, этапы и методы стратегического управления. Сочетание стратегического и текущего (оперативного) видов управления.

^ РАЗДЕЛ 3. Анализ альтернатив развития предприятия и выбор стратегии предприятия. Первоначальный анализ стратегии. Стратегическая сегментация и выделение стратегических зон хозяйствования. Выбор стратегии предприятия на основе базовых стратегий (стратегия ограниченного роста, стратегия роста, стратегия сокращения или стратегия последнего средства, комбинированная стратегия). Анализ и оценка альтернативных вариантов стратегии предприятия.

^ РАЗДЕЛ 4. Стратегическое планирование на предприятие. Понятие стратегического планирования. Цели и задачи стратегического планирования. Методы и этапы стратегического планирования. Анализ влияния внешней среды на деятельность предприятия. Мероприятия по нейтрализации неблагоприятных факторов внешней среды. Адаптированность предприятия к внешней среде. Система сбалансированных показателей.

^ РАЗДЕЛ 5. Управление реализацией стратегией предприятия. Формы и методы управления процессом реализации стратегии предприятия. Система планов, инновационных программ и проектов как основной метод управления процессом реализации стратегии. Структурирование процесса управления стратегии.

^ РАЗДЕЛ 6. Организационная структура управления предприятием, ориентированная на стратегическое управление. Понятие организационной структуры управления. Экономический механизм управления стратегическим преобразованиями. Централизация и децентрализация в системе управления. Концепция стратегических хозяйственных подразделений. Организационная структура управления предприятием, основанная на концепции стратегических хозяйственных подразделений и ориентированная на стратегическое управление.

^ РАЗДЕЛ 7. Стратегия антикризисного управления предприятием. Понятия, основные факторы и принципы кризисных явлений в экономике предприятий. Экономический механизм возникновения кризисного состояния предприятия. Методы прогнозирования экономической конъюнктуры в антикризисном управлении. Стратегический контроллинг в антикризисном управлении.


^ 5. Наименование тем практических занятий и их содержание

№ п/п Темы практических занятий Кол-во часов
1. Формирование миссии и целей предприятий горнопромышленного комплекса 2
2.
Стратегическая сегментация и выделение стратегических зон хозяйствования. Методы стратегического анализа и оценка альтернативных вариантов стратегии предприятия. Составление матриц БКГ, МакКинси, Артур де Литл – жизненный цикл для предприятий горнопромышленного типа.
6
3.
Методы и этапы стратегического планирования. Анализ влияния внешней среды на деятельность предприятия (PEST-анализ, SWOT-анализ). Система сбалансированных показателей пи стратегическом планировании
6

4.

Формы и методы управления процессом реализации стратегии предприятия.
2

5.

Изучение различных форм организационных структур управления предприятием, направленных на стратегические преобразования предприятия.
4

6.

Методы прогнозирования экономической конъюнктуры в антикризисном управлении. Принципы осуществления стратегического контроллинга в антикризисном управлении.
4
6. Тематика и формы индивидуальной и самостоятельной работы
Индивидуальные консультации по темам лекций и практических занятий.


^ 7. Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. СПб: Питер, 2009. 344 с.

  2. Ильинский А.А. Нефтегазовый комплекс Северо-Запада России: стратегический анализ и концепции развития / А.А.Ильинский, О.С.Мнацаканян, А.Е.Череповицын. СПб: Наука, 2006. 474 с.

  3. Данников В.В. Холдинги в нефтегазовом бизнесе: стратегия и управление. М.: ЭЛВОЙС-М, 2004.

  4. Девелопмент: Учеб. пособие / И.И.Мазур, В.Д.Шапиро, Н.Г.Ольдерогге; Под общей редакцией И.И. Мазура. М.: Экономика, 2004.

  5. Курс MBA по стратегическому менеджменту / Под ред. Л.Фаэя, Р.Рэнделла. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 588 с.

  6. Попов С.А. Стратегический менеджмент: Видение – важнее, чем знание: Учеб. пособие. М.: Дело, 2003.

  7. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник: 6-е изд., перераб. и доп. М.: Дело, 2004.

Дополнительная:

  1. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Экономистъ, 2006. 293 с.

  2. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учеб. пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 267 с.

  3. Ефимова С.А. Стратегический менеджмент. Краткий курс. М.: ОКей-книга, 2010. 112 с.

  4. Ильинский А.А. Проблемы устойчивого развития системы газоснабжения Российской Федерации / А.А.Ильинский, Д.И.Волков, А.Е.Череповицын. СПб: Недра, 2005. 292 с.

  5. Лимитовский М.А. Инвестиционные проекты и реальные опционы на развивающихся рынках: Учебно-практическое пособие. М.: Дело, 2004.

  6. Козырь Ю.В. Особенности оценки бизнеса и реализации концепции VBM. М.: Издательский дом «Квинто-Консалтинг», 2006.

  7. Корпоративный менеджмент: Учеб. пособие / И.И.Мазур, В.Д.Шапиро, Э.М.Коротков, Н.Г.Ольдерогге. М.: ОМЕГА-Л, 2005.

  8. Томпсон-мл. А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А.А.Томпсон-мл., А.Дж.Стрикленд ІІІ. 12-е изд. М.: Вильямс, 2007. 928 с.


Программу составил:

научный руководитель

доцент, д.э.н. А.Е. Череповицын


И.о. зав. кафедрой организации и управления,

профессор Н.Я. Лобанов


Декан Экономического факультета

доцент Л.И. Исеева


7838345920663999.html
7838520501172806.html
7838654850870532.html
7838752954554760.html
7838832668086948.html