Организационно-правовые основы военной службы - страница 21

А.К.) как противоречащее самим основам воинской дисциплины и правосознанию воинов, влечет уголовную ответственность. Если подчиненный выполняет приказ, предписывающий совершить заведомо для него противоправные, уголовно наказуемые действия, т.е. при полном сознании их явной преступности, с целью достижения конкретного преступного результата, то он за содеянное должен отвечать наряду с начальником как исполнитель преступления либо как соучастник»732. Однако не любой незаконный приказ является преступным, а только такой, который влечет уголовно наказуемые действия. Незаконным является также приказ, который влечет административные, дисциплинарные и иные правонарушения

Таким образом, правовое регулирование неисполнения незаконного приказа является недостаточным, поскольку действующими общевоинскими уставами ВС РФ, другими законодательными и иными нормативными правовыми актами не предусмотрен порядок обжалования отданных командирами (начальниками) приказов и распоряжений до их исполнения, в том числе заведомо влекущих уголовную или административную ответственность, что ставит военнослужащих в двусмысленное положение. Единственная возможностью, которой обладает военнослужащий, это его право на уточнение отданного приказа (ст. 40 УВС ВС РФ). Однако, по нашему мнению, в указанном случае военнослужащий должен доложить командиру (начальнику) о том, что он считает отданный приказ незаконным или вредным и, если данное приказание будет подтверждено, исполнять его беспрекословно733.

Следовательно, проблема заключается в том, чтобы нормативно определить механизм принятия решения военнослужащим, получившим незаконный приказ начальника. Поскольку Уголовным кодексом РФ установлена уголовная ответственность за исполнение преступного приказа, постольку военнослужащий сознающий его преступность и не сомневающийся в этом, имеет право и обязан отказаться от его исполнения. Возникновение у военнослужащего сомнения в законности приказа не дает ему права отказаться от исполнения приказа. «Все сомнения подчиненного в законности приказа должны разрешаться в пользу обязательного повиновения приказу начальника»734. Не может военнослужащий отказаться от исполнения приказа по мотивам его нецелесообразности, вредности и несогласия с принятым решением. В противном случае был бы подвергнут ревизии принцип единоначалия. В то же время в законодательстве о военной службе, статусе военнослужащих, общевоинских уставах процедура исполнения незаконного (непреступного) приказа должна быть регламентирована последовательно и полно в соответствии с принципом относительной обязательности его исполнения, закрепленным в международных актах.

В процессе военной службы не должно быть изъятий правового регулирования применительно к военно-служебным отношениям. На военнослужащих распространяются общегражданские права и свободы граждан Российской Федерации с ограничениями, устанавливаемыми федеральными законами (ч.4 ст.55 Конституции РФ). Законы действуют независимо от объявления их приказами и иными нормативными правовыми актами органов управления Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами735.

Военнослужащие обязаны мужественно и умело защищать свое Отечество, народ, а также свободу, независимость и конституционный строй России.

Военнослужащий в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, обязан оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. Он обязан до конца выполнить в бою свой воинский долг. Если же военнослужащий, оказавшись в отрыве от своих войск и исчерпав все средства и способы сопротивления или же находясь в беспомощном состоянии вследствие тяжелого ранения или контузии, будет захвачен в плен, он должен искать и использовать любую возможность для освобождения себя и своих товарищей из плена и возвращения в свои войска.

Военнослужащий, захваченный в плен, при допросе имеет право сообщить только свою фамилию, имя, отчество, воинское звание, дату рождения и личный номер (ст.20 УВС ВС РФ). Данная норма соответствует ст. 17 Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. об обращении с военнопленными с той лишь разницей, что по конвенции это является обязанностью военнопленного. В случае если военнопленный сознательно нарушит это правило, ему может угрожать ограничение преимуществ, предоставляемых военнопленным его звания или положения.

К общим обязанностям военнослужащих относится также требование быть дисциплинированным. Для военнослужащих характерна прежде всего дисциплина воинская, которая определяется в ДУ ВС РФ, как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров и начальников (ст.1).

Характерной особенностью воинской дисциплины является беспрекословность повиновения подчиненных начальникам, четкое и своевременное выполнение их приказов, приказаний и распоряжений. Повиновение – ядро воинской дисциплины.

Военнослужащие обязаны оказывать уважение друг другу, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. Обо всем случившемся с военнослужащим, влияющем на исполнение его обязанностей, и сделанных ему замечаниях он обязан докладывать своему непосредственному начальнику. В случае нарушения определенных воинскими уставами правил взаимоотношений между военнослужащими он должен немедленно принять меры к наведению порядка и также доложить своему непосредственному начальнику (ст. 16 УВС ВС РФ).

Военнослужащие обязаны соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Они обязаны знать и неукоснительно соблюдать международные правила ведения военных действий, обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение и гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными (ст. 19 УВС ВС РФ).

Основными источниками права вооруженных конфликтов, под которым понимается совокупность правовых норм, применяемых воюющими сторонами в ходе международных и немеждународных военных конфликтов, регулирующих применение средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих защиту раненых, больных, военнопленных и гражданского населения (в том числе и на оккупированной территории), устанавливающих международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность отдельных лиц за их нарушение, являются Гаагские конвенции 1907 г., Женевские конвенции 1949 г. и дополнительные протоколы I и II к ним 1977 г.

Гаагские конвенции 1907 г. впервые в договорном порядке сформулировали и закрепили кодекс поведения воюющих сторон. Женевские конвенции 1949 г. закрепили правовой режим раненых, больных, военнопленных и гражданского населения во время войны. В дополнительных проколах решены вопросы, которые недостаточно урегулированы в Женевских конвенциях.

Основным принципом права вооруженных конфликтов является принцип ограничения воюющих в выборе средств и методов ведения вооруженной борьбы: «...в случае вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным... запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания»736.

Все средства и методы ведения войны делятся на две группы: дозволенные и запрещенные. В международном праве нет перечня дозволенных средств ведения войны, однако перечень запрещенных средств и методов ведения войны имеется. К запрещенным методам ведения войны относятся: предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих к гражданскому населению или вооруженным силам противника; убивать или ранить неприятеля, который, сложив оружие, безусловно сдался; объявлять, что никому не будет дано пощады; незаконно пользоваться парламентским флагом, военными знаками и форменной одеждой неприятеля, а также вооруженных сил ООН и эмблемами Красного Креста; истреблять или захватывать неприятельскую частную собственность, кроме случаев, вызываемых военной необходимостью; принуждать граждан противника принимать участие в действиях против их собственной страны; атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища; отдавать на разграбление города и местности, даже взятые приступом; разрушать памятники и центры сосредоточения культурных ценностей.

Военнослужащие, использующие запрещенные методы войны, будут нести уголовную ответственность в соответствии с нормами как внутреннего, так и международного уголовного права737.

Правовой режим раненых и больных установлен Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополнительными протоколами I и II, которые обязывают государства соблюдать их положения не только в случае войны, но и в случае любого вооруженного конфликта, даже если одна из воюющих сторон не признает состояния войны; они должны применяться ко всем случаям оккупации.

Все раненые и больные, независимо от цвета кожи, религии, пола, национального и социального происхождения, политических и других убеждений, пользуются одинаковым покровительством (ст. 10 Дополнительного протокола I). В отношении их запрещаются следующие действия: всякие виды убийств, физические увечья, жестокое обращение, пытки и истязания, взятие из их среды заложников, медицинские и научные эксперименты, удаление тканей или органов для пересадки, посягательство на человеческое достоинство, осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий (ст. 11 Дополнительного протокола II).

В настоящее время режим военного плена определяется Женевской конвенцией 1949 г. «Об обращении с военнопленными», согласно которой они находятся во власти неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей, их пленивших (ст. 12); с ними всегда следует обращаться гуманно; ни один из них не может быть подвергнут физическому калечению или научному или медицинскому опыту (ст. 13); к ним не могут применяться никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения для получения от них каких-либо сведений. Военнопленным, которые откажутся отвечать, нельзя угрожать, подвергать их оскорблениям или каким-либо преследованиям или ограничениям (ст. 17). Режим военного плена призван не только обеспечить сохранение жизни военнопленного, но и защиту его элементарных человеческих прав; цель такого режима – воспрепятствовать военнопленному принимать дальнейшее участие в военных действиях. Лишение военнопленных свободы должно носить предупредительный, а не карательный характер. Военнопленные, за исключением офицеров, могут привлекаться к работе, не носящей военного характера: сельское хозяйство, работы по домашнему хозяйству, торговая деятельность, погрузочно-разгрузочные работы (ст. 50). Военнопленных нельзя лишать права переписки с семьей (ст. 71); они имеют право получать посылки с продуктами питания, одеждой (ст. 72).

Как уже было отмечено ранее, военнослужащие, как правило, проходят военную службу на воинских или иных должностях. Должностью определяется характер выполняемых служебных обязанностей по осуществлению военнослужащим задач и функций государства в сфере обороны и безопасности, обязанности и права, поощрения и ответственность, а также основные требования к его профессиональной подготовке. С понятием воинской должности как стержневым связаны все другие вопросы, касающиеся военной службы. Так, комплексом обязанностей, соответствующих им прав и пределов ответственности, юридически закрепленных в различных нормативных правовых актах (должностных инструкциях, положениях об органах управления, общевоинских уставах Вооруженных Сил РФ, положениях о прохождении воинской службы различных категорий военнослужащих и т.д.), обусловливается содержание военно-служебных отношений, складывающихся, во-первых, между военнослужащим и государством (в лице соответствующего органа) в связи с назначением на должность и, во-вторых, между военнослужащим и другими субъектами государственно-служебных отношений в процессе осуществления им своей служебной деятельности (так называемый социальный статус должности). Таким образом, воинская должность есть учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица в государственной военной организации или федеральном органе исполнительной власти, в которых в соответствии с законом предусмотрена военная служба, отражающая содержание и объем должностных полномочий занимающего ее лица.

Должностные полномочия представляют собой часть компетенции органа и являются главным элементом правового статуса должности. Если компетенцию государственного органа можно рассматривать как систему его полномочий, т.е. прав и обязанностей, носящих внешне властный характер, то правовой статус должности, являющейся первичной структурной единицей государственного органа или организации, можно рассматривать как совокупность персонифицированных обязанностей и прав по исполняемой должности, связанной с осуществлением государственных функций (применительно к военной службе – в сфере обороны и безопасности).

Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные обязанности могут быть классифицированы по их целевому назначению (видам должностных обязанностей), по категориям военнослужащих, на которых они возлагаются, и по видам должностей, которыми эти обязанности определяются738.

Должностные обязанности делятся также на общие (например, всех прямых начальников – ст.ст.72–89 УВС ВС РФ) и конкретные (например, должностные обязанности по типовым должностям: командир полка, батальона, роты, взвода и т.д.; для корабельного состава Военно-Морского Флота они закреплены в Корабельном уставе ВМФ).

Для военнослужащих, находящихся на иных должностях, разрабатываются и утверждаются соответствующими должностными лицами положения и функциональные обязанности, в которых учитываются особенности и специфика конкретной воинской должности.

Должностные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей.

Военнослужащие при нахождении на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также привлекаемые для ликвидации последствий стихийных бедствий, и в других чрезвычайных обстоятельствах выполняют специальные обязанности, которые устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами и носят, как правило, временный характер739. Так, военнослужащие, назначенные в состав караула и приступившие к исполнению обязанностей, несут их строго определенное время в соответствии с предназначением караула. На период выполнения специальных обязанностей военнослужащий, как правило, освобождается от своих постоянных должностных обязанностей.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие наделяются специальными правами, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил. Например, в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране» военнослужащие, проходящие службу в федеральных органах государственной охраны, имеют право применять физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и в порядке, которые предусмотрены указанным Законом. Аналогичные положения сформулированы в отношении военнослужащих других министерств и ведомств. Так, в Федеральном законе «Об органах федеральной службы безопасности Российской Федерации» указывается, что сотрудники органов федеральной службы безопасности имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, а также оружие и специальные средства в случаях и порядке, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для сотрудников милиции (ст.14). Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники внутренними войсками установлены Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Для сравнения рассмотрим вопросы конституционно-правового регулирования правового положения военнослужащих на примере их закрепления в конституциях зарубежных государств.

Конституция (основной закон) ФРГ подробно регламентирует вопросы ограничения прав и свобод немецких граждан. В период состояния обороны с целью обеспечения потребности в рабочей силе, которая не может быть обеспечена на добровольной основе, может быть ограничена свобода немецких граждан отказаться от выполнения профессиональных обязанностей или покинуть место работы (ст.12а). Ст.17а конституции перечисляет конкретные права, которые могут быть ограничены законами о военной и заменяющей ее службе: основной право выражать и распространять свое мнение устно, письменно и посредством изображений; основное право свободы собраний, а также право петиций в той мере, в какой оно предоставляет возможность обращаться с коллективными просьбами либо жалобами; основные права свободы передвижения и неприкосновенности жилища. Конституция (ст.4) закрепляет принцип абсолютной свободы вероисповедания, совести и свободы религиозных убеждений и мировоззрения. Допуская возможность обязательной военной службы как юридической обязанности немецких граждан, конституция гарантирует возможность освобождения от нее по мотивам своей совести на основании специального закона. Пассивное избирательное право военных и солдат, служащих по найму, может быть ограничено законом (ст.137). Границы ограничения прав и свобод немецких военнослужащих определены Законом о правовом положении военнослужащих ФРГ от 19 марта 1956 г., действующим в редакции 1975 г.740

В соответствии со ст.45b Конституции ФРГ для охраны основных прав и осуществления парламентского контроля в области обороны бундестагом избирается уполномоченный по обороне. Согласно Закона «Об уполномоченном по обороне германского бундестага» от 16 июня 1982 г. он начинает действовать по собственному усмотрению если ему становятся известны обстоятельства, позволяющие предполагать, что нарушаются основные права военнослужащих или принципы внутреннего руководства. Солдатам и офицерам бундесвера разрешается напрямую, минуя своих непосредственных начальников, обращаться к уполномоченному бундестага по обороне с жалобами на ущемление своих прав, например, на свободное высказывание мнений, партийную и политическую деятельность вне службы, человеческое достоинство и др. К уполномоченному бундестага по обороне могут также обращаться с заявлениями родственники, доверенные лица, друзья военнослужащих. Уполномоченный бундестага по обороне вправе в любое время и без предварительного предупреждения посещать войска, штабы, другие объекты и административные учреждения германской армии, требовать предоставления интересующей его информации. Министр обороны обязан сообщать ему обо всех серьезных происшествиях в войсках. Можно согласиться с мнением А.Н.Писарева, который считает, что непосредственной деятельностью по осуществлению контроля за исполнением прав и свобод военнослужащих должен заниматься парламентский уполномоченный по делам военнослужащих. При разработке законодательства, регламентирующего его правовой статус, целесообразно использовать зарубежный опыт правового регулирования общественных отношений в данной области. Таким образом, Конституция ФРГ закрепляет основы особого правового статуса военнослужащих и гражданского контроля над вооруженными силами.

Действующая в США англосаксонская система права, одной из основных черт которой является отсутствие единой системы кодификации правовых норм, обусловливает нали­чие довольно обширного круга источников законодатель­ства, в том числе военного. Военное законодательство включает – Конституцию США и поправки к ней; законодательные акты США: свод федерального законода­тельства, в том числе разд. 32 «Национальная оборона»741 и разд. 10 «Вооруженные силы»742, Единый кодекс военной юсти­ции4, вступивший в силу в 1951 г. в редакции 1983 г., законы «О де­нежном содержании военнослужащих» 1948 г., «Об офицерах» 1947 г., «О реформе пенсионного обеспечения военнослужащих» 1986 г. и ряд других); подзаконные акты, директивы, уставы и наставления.

Первые десять поправок конституции США составляют Билль о правах и содержат гарантии конституционных прав и свобод, среди которых гарантия свободы совести, слова и печати, собраний, пра­во на жалобу, право на охрану личности, жилища, бумаг и имуще­ства от необоснованных обысков и арестов, право частной собст­венности и др. Никто не может быть привлечен к ответственности за уголовное преступление иначе, как по обвинению со стороны присяжных, за исключением дел, возникающих в сухопутной армии или во флоте в то время, как они находятся на действительной службе по случаю войны или общественной опасности (поправка V к конституции США), т.е. конституция допускает возможность отхода от главного принципа уголовного судопроизводства и основной гарантии прав американских граждан – суда присяжных – но только в период ведения военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств.

Система нормативных правовых актов о вооруженных силах и военной службе в США сложна. Вопросы правового статуса американских военнослужащих закрепля­ются в ст.53 «Права и обязанности» в 3-м томе Свода законов США (части II, подраздел А), в которой содержатся нормы, касающие­ся гарантий избирательных прав военнослужащих, участия их в поли­тической деятельности, свободы совести, подачи жалоб, гарантии неприкосновенность личности. В то же время в американских юридических изданиях (например, Справочник офицера США под редакцией Л.П.Крокера) встречается положение об особом статусе во­еннослужащих. «Существуют серьезные основания полагать, что военнослужащие имеют особые права, обязанности и привилегии. Во-первых, главной обязанностью граждан США, находящихся на службе в сухопутных войсках, ВВС, морской пехоте или ВМС, яв­ляется защита и охрана конституции, включая все гражданские права и свободы, а, во-вторых, в случае войны граждане, находящиеся на службе федерального правительства, вне зависимости от того, куда они будут направлены, не имеют права отказаться от следования в пункт назначения, и, следовательно, они ограничива­ются в праве свободного передвижения, которое всегда остается у гражданских лиц»743.

Правовой статус американских военнослужащих охватывает 3 области: общегражданские права и свободы военнослужащих; военно-служебные права, а также их организация, военно-служебные обязанности и связанную с ними юридическую ответственность. Американское законодательство закрепляет как роль и место вооруженных сил в обществе, так и социально-правовое положение отдельных категорий военнослужащих. Законодательство США гарантирует американским военнослужащим реализацию следующих прав и свобод, в отдельных случаях с некоторыми ограничениями: избирательное право; участие в политических партиях, общественных организациях и массовых движениях; участие в митингах, шествиях и демонстрациях; свободу слова и печати; право на отдых (отпуск не более 60 суток, в счет будущей службы до 45 суток); право на жилище (холостые военнослужащие размещаются в казармах или бесплатных общежитиях гостиничного типа; лица рядового и сержантского состава, получают на территории части бесплатную площадь); право на образование; право на медицинское обеспечение и охрану здоровья (постоянный контроль за состоянием здоровья); право на возмещение ущерба, причиненного личности военнослужащего или личной собственности при исполнении служебных обязанностей; право на пенсионное обеспечение (служба в регулярных вооруженных силах не менее 20 лет, а также инвалидность.); право на подачу жалоб (военнослужащий имеет право подать жалобу по любому вопросу генеральному инспектору); право на захоронение (военнослужащие могут быть захоронены как на национальном военном, так и на частном кладбище).

К военно-служебным правам относятся: право на воинское звание; право ношения военной формы одежды (военная форма не носится при проведении гражданских работ); право на служебные перемещения (военнослужащие имеют право на перемещение (продвижение) по службе в соответствии с уровнем образования и учебно-боевой подготовки); право на материальное обеспечение; право на увольнение с действительной военной службы (обязательному увольнению подлежат лица, достигшие 62 лет; офицеры имеют право также уволиться по собственному желанию). Запрещается военнослужащим заниматься частной предпринимательской деятельностью в служебных целях и служебное время.

Общие обязанности военнослужащих США включают: готовность отдать жизнь для защиты своей страны; беспрекословное подчинение приказам президента США и своих командиров и начальников; быстрое и точное решение поставленных задач; достижение и поддерживание необходимого уровня военно-профессиональной подготовки; строгое соблюдение дисциплины и морально-этических норм в соответствии с существующим в вооруженных силах США «Кодексом поведения»; соблюдение требований обеспечения безопасности при использовании документации, а также «закрытых» систем оружия и военной техники (в случае ее передачи другому лицу, не имеющему на нее право, по решению суда может быть назначено уголовное наказание: тюремное заключение сроком до 10 лет или штраф на сумму не более 10 тыс. долларов); исполнять должностные обязанности военнослужащих. Командиры и начальники имеют право командовать подчиненными и требовать от них исполнения приказа.

Военные законы, принятые конгрессом, содержат лишь общие положения по военным вопросам военного строительства, которые затем детализируются актами президента и органов военного управления. Президент издает наставления, положения, исполнительные приказы, директивы, которые обладают такой же обяза­тельной силой, как акты конгресса. Наиболее детально внутриармейские отношения регулируются в американской армии уставами, наставлениями, положениями и другими актами. Например, Положение о прохождении службы офицерами регулярной армии AR 601-100 регламентирует особенности прохождения службы офицерами армии США. Участие военнослужащих в демонстрациях регламентируется наставлением AR 600-100, особенности литературной деятельности регулируются наставлением AR 600-50. Можно согласиться с мнением Ю.И.Мигачева, который делает вывод, что в целом весь комплекс вышеуказанных актов наряду с общими основами и принципами определяет социально-правовое положение личного со­става вооруженных сил США.

На основе акта о граждан­ских правах 1964 г. (ч. II) разработано наставление по пробле­мам «равных возможностей» AR 600-21, т.е. в армии США все военнослужащие имеют «равные возможности», командование в своей деятельности следует принципам, исключающим расовую дискриминацию и предполагающим одинаковый подход ко всем военнослужащим независимо от их расы, цвета кожи, вероисповедания и национальной принадлежности. Право равных возможностей распространяется как на слу­жебное, так и на личное время военнослужащих. Офицер имеет право для выражения официального протеста или жалобы относительно ущемления его конституционных прав, свобод или оскорбления личного достоин­ства вплоть до Верховного суда США. Его подчиненные также пользуются этим правом, и если офицер предпринимает какие-либо действия, которые оскорбляют личное достоинство (или это так расценивается подчиненными), то он может участвовать в процессе уже не как истец, а как ответчик744.

Конституция КНР в гл. 2 «Основные права и обязанности граждан» в духе конституций социалистических государств декларирует права и свободы китайских граждан, подробно описывает их обязанности и не упоминает об ограничении прав и свобод в силу особого статуса граждан или обстоятельств. Тем самым декларируется принцип полноправия военнослужащих как граждан своего государства, что имело место по советским конституциям. В то же время конституция гарантирует обеспечение инвалидов из числа военнослужащих, оказание помощи семьям павших героев, предоставление льгот семьям военнослужащих, т.е. фактически закрепляет основы правового регулирования в данной сфере общественных отношений. В КНР активным и пассивным избирательным правом пользуются все граждане, достигшие 18 лет. Порядок проведения выборов основывается на Законе «О выборах всекитайского собрания народных представителей», регулирующем отношения по выборам только от гражданского населения, и Положением «О выборах всекитайского собрания от армии», утвержденным постоянным комитетом всекитайского собрания. Оба акта обладают одинаковой юридической силой. В Китае самые сложные в мире косвенные выборы всекитайского собрания. Согласно Положению, к военнослужащим относятся военнослужащие срочной службы, вольнонаемные (повара, машинистки и т.д.) и члены семьи военнослужащих и вольнонаемных. Выборы проводятся в следующем порядке: созываются собрания военнослужащих по ротам, батальонам и специальным подразделениям. Солдаты на собраниях выдвигают делегатов по полкам и дивизиям (а матросы по флотилии). Далее проводится собрание по армиям, округам и полуокругам, флотам, и эскадрильям. А они уже из своего состава избирают депутатов всекитайского собрания. Соотношение – 1:3 от всех представителей во всенародном собрании, это представители армии. Это подтверждает политизированность китайской армии и ее особую роль в государственном механизме КНР. Согласно Закону КНР о гражданстве 1980 г. военнослужащие, находящиеся на действительной службе, не имеют права на отказ от китайского гражданства745.

Франция относится к романо-германской сис­теме права, которая основана на инкорпорации и кодификации. К основным правовым актам, закрепляющим правовой статус личности относятся: конституция Французской Республики 1958 г., преамбула конституции Франции 1946 г., Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Из принципов конституционного статуса человека и гражданина, прежде всего, следует отметить принцип равноправия. В ст. 1 Декла­рации прав человека и гражданина говорится, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, а общественные раз­личия могут основываться лишь на общей пользе. В преамбуле конституции 1946 г установлено, что законом провозглашается солидарность и равенство всех французов перед бременем (в не­сении повинностей), обусловленных национальными бедствиями (абзац двенадцатый), а также гарантируется всем равный доступ к общественным должностям (в том числе, публичной службе) и индивидуальное или коллективное пользо­вание провозглашенными или подтвержденными выше правами и свободами (абзац восемнадцатый). Как уже было отмечено ранее, в ст. 12 Декларации 1789 г. закреплено, что для обеспечения прав человека и гражданина необходима вооруженная сила, которая соз­дается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена. Это суждение остается актуальным и сегодня.

Возможность ограничения прав и свобод находит свое закрепление в Декларации прав человека и гражданина, принятой национальным Собранием 26 августа 1789 г., в ст.4 которой записано, что «осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самими правами. Границы эти могут быть определены только законом». Указанное положение закрепляет правовую основу возможного ограничения прав и свобод человека и гражданина в интересах всех членов общества. Ж-К.Рокепло отмечает, что военная служба требует дисциплины, законопослушности и готовности к самопожертвованию при любых обстоятельствах. «Обязанности, которые она предлагает, и ограничения, которые она накладывает, заслуживают уважения граждан и нации. Закон об общем статусе военнослужащих и дисциплинарный устав обеспечивают тем, кто выполняет военную службу в соответствии с законом о воинской повинности, гарантии – особые средства защиты, отвечающие обязательствам, предусмотренным законом»746.

Согласно ст. 34 конституции Французской Республики законы, принимаемые парламентом, устанавливают нормы, касающиеся гражданских прав и основных гарантий, предоставляемых гражданaм для осуществления публич­ных свобод, обязанностей, налагаемых национальной обороной на граждан лично и на их имущество. Вопросы, непосредственно ка­сающиеся правового положения военнослужащих, определены в ордонансе № 59-147 от 7 января 1959 г.747, посвященном общей органи­зации обороны. В нем, в частности, указывается, что основные гаран­тии для военнослужащих, а также принципы их правового положе­ния будут определены в специальном законе (ст. 16 Декрета). Такими законами стали Кодекс о национальной повин­ности 1971 г.748 и Закон об общем статусе военнослужащих 1972 г.749

Конституция Испании предусматривает возможность на основании специального закона ограничения военнослужащих в праве на свободное объединение в профессиональные союзы или лишения этого права (ст.28). Установлен запрет на военизированные объединения граждан (ст.22). Конституция запрещает военнослужащим быть сенаторами и депутатами, т.е. ограничивает их в пассивном избирательном праве (ст.70).


7701907553401062.html
7702026064740071.html
7702101598503248.html
7702170099456675.html
7702288353480182.html