Глава 2. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - Источник: ис параграф, 23. 01

Глава 2. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

Статья 4. Цели и задачи валютного регулирования

1. Целью валютного регулирования является содействие государственной политике по достижению устойчивого экономического роста и обеспечению экономической безопасности.

2. Задачами валютного регулирования являются:

1) установление порядка обращения валютных ценностей в Республике Казахстан;

2) создание условий для дальнейшей интеграции Республики Казахстан в мировую экономику;

3) обеспечение информационной базы по валютным операциям и потокам капитала.

 

Статья 5. Органы валютного регулирования

1. Основным органом валютного регулирования в Республике Казахстан является Национальный Банк Республики Казахстан.

2. Правительство Республики Казахстан и иные государственные органы осуществляют валютное регулирование в пределах своей компетенции.

3. Национальный Банк Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан в соответствии с настоящим Законом в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования, разработанные органами валютного регулирования, подлежат обязательному согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан.

4. Национальный Банк Республики Казахстан как основной орган валютного регулирования устанавливает:

Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 04.07.09 г. № 167-IV (введен в действие по истечении тридцати календарных дней после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

1) порядок и требования к осуществлению деятельности по организации обменных операций с иностранной валютой;

2) порядок осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, в том числе режимы валютного регулирования:

Абзац второй подпункта 2 действовал по 31 декабря 2006 года в соответствии со статьей 34 (см. стар. ред.);

регистрации;

уведомления;

3) порядок осуществления мониторинга валютных операций нерезидентов, осуществляющих деятельность на территории Республики Казахстан (валютный мониторинг);

4) формы учета и отчетности по валютным операциям, обязательные для исполнения всеми резидентами и нерезидентами, по согласованию с уполномоченными государственными органами в соответствии с их компетенцией.

Валютные операции, в отношении которых настоящим Законом не установлен порядок их осуществления, проводятся без ограничений.

 

Заголовок статьи 6 изложен в редакции Закона РК от 04.07.09 г. № 167-IV (введен в действие по истечении тридцати календарных дней после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

Статья 6. Требования к осуществлению деятельности по организации обменных операций с иностранной валютой

Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 04.07.09 г. № 167-IV (введен в действие по истечении тридцати календарных дней после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

1. Национальный Банк Республики Казахстан выдает лицензию на осуществление деятельности по организации обменных операций с иностранной валютой уполномоченным организациям.

В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.07.09 г. № 167-IV (введен в действие по истечении тридцати календарных дней после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

2. Национальный Банк Республики Казахстан устанавливает порядок осуществления и квалификационные требования к деятельности по организации обменных операций с иностранной валютой, а также порядок регистрации (открытия) обменных пунктов. При регистрации обменного пункта выдается документ установленного образца - регистрационное свидетельство обменного пункта. Для уполномоченных организаций дополнительно устанавливаются порядок согласования учредительных документов, требования к составу учредителей, организационно-правовой форме, размеру и порядку формирования уставного капитала, ограничения по созданию подразделений и участию в других юридических лицах.

В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 06.01.12 г. № 530-IV (см. стар. ред.)

3. Резиденты для получения лицензии, помимо документов, определенных в соответствии с Законом Республики Казахстан «О лицензировании», представляют в Национальный Банк Республики Казахстан документы из предусмотренных в подпунктах 8), 9) части первой статьи 10 настоящего Закона на условиях и в порядке, установленных нормативным правовым актом Национального Банка Республики Казахстан.

В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.07.09 г. № 167-IV (введен в действие по истечении тридцати календарных дней после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

4. Лицензии на осуществление деятельности по организации обменных операций с иностранной валютой или отказ в выдаче лицензии выдаются в течение тридцати рабочих дней с даты представления резидентом полного пакета документов.

При отказе в выдаче лицензии заявителю дается мотивированный ответ в письменной форме.

5. Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:

1) непредоставление документов либо иной информации, предусмотренных в соответствии с настоящим Законом;

2) несоответствие заявителя требованиям, установленным в соответствии с настоящим Законом;

3) иные основания, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан.

6. Нормативным правовым актом Национального Банка Республики Казахстан устанавливаются формы и порядок предоставления информации по деятельности, на осуществление которой получена лицензия.

 

Статья 7. Прекратила действие с 31 декабря 2006 года в соответствии со статьей 34 (см. стар. ред.)

 

Заголовок изложен в редакции Закона РК от 06.01.12 г. № 530-IV (см. стар. ред.)

Статья 8. Режим регистрации

1. Национальный Банк Республики Казахстан осуществляет регистрацию валютных операций, указанных в главе 4 настоящего Закона.

2. Режим регистрации включает регистрацию валютного договора и последующее представление резидентом сведений по зарегистрированному валютному договору.

Пункт 3 изложен в редакции Закона РК от 04.07.09 г. № 167-IV (введен в действие по истечении тридцати календарных дней после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

3. Резидент-участник валютной операции обязан обратиться в Национальный Банк Республики Казахстан за регистрацией:

1) в случае, если на валютный договор изначально распространяется режим регистрации - до начала исполнения обязательств одной из сторон;

2) в случае, если исполнение обязательства одной из сторон повлечет распространение на валютный договор режима регистрации - до начала исполнения такого обязательства;

3) в случае, если режим регистрации распространяется на валютный договор в результате внесения в него изменений и (или) дополнений и при необходимости исполнения обязательств одной из сторон в течение тридцати календарных дней с даты, когда на валютный договор распространился режим регистрации, - до начала исполнения таких обязательств;

4) в иных случаях - не позднее тридцати календарных дней с даты, когда на валютный договор распространился режим регистрации.

Статья дополнена пунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 06.01.12 г. № 530-IV

3-1. Если резидент становится стороной валютного договора, на который режим регистрации распространился в результате уступки требования или перевода долга, то он обязан обратиться в Национальный Банк Республики Казахстан за регистрацией в срок не позднее тридцати календарных дней с даты заключения соответствующей сделки.

В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 06.01.12 г. № 530-IV (введены в действие с 1 января 2012 года) (см. стар. ред.)

4. Резиденты для регистрации валютных операций представляют в Национальный Банк Республики Казахстан документы из предусмотренных в подпунктах 1)-4), 10) части первой статьи 10 настоящего Закона на условиях и в порядке, установленных нормативным правовым актом Национального Банка Республики Казахстан.

Национальный Банк Республики Казахстан вправе запросить дополнительно документы, на которые имеются ссылки в представленных документах.

5. Регистрация осуществляется в течение десяти рабочих дней с даты представления резидентом полного пакета документов.

При регистрации валютного договора заявителю выдается документ установленного образца - регистрационное свидетельство.

6. Отказ в регистрации осуществляется в случаях:

1) предоставления недостоверной информации либо непредоставления информации, предусмотренной в соответствии с настоящим Законом;

2) несоответствия проводимой операции законодательству Республики Казахстан.

Пункт 7 изложен в редакции Закона РК от 04.07.09 г. № 167-IV (введен в действие по истечении тридцати календарных дней после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

7. Нормативным правовым актом Национального Банка Республики Казахстан устанавливаются пороговое значение в отношении суммы сделки, при превышении которого валютный договор подлежит регистрации, а также исключения из режима регистрации, в отношении которых Национальный Банк Республики Казахстан вправе установить режим уведомления.

 

Статья 9 изложена в редакции Закона РК от 04.07.09 г. № 167-IV (введен в действие по истечении тридцати календарных дней после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

Заголовок изложен в редакции Закона РК от 06.01.12 г. № 530-IV (см. стар. ред.)

Статья 9. Режим уведомления

1. Режим уведомления включает предоставление в установленной форме в Национальный Банк Республики Казахстан информации по валютному договору резидентами-участниками валютных операций и (или) уполномоченными банками, а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими валютные операции по поручению клиентов, и последующее предоставление информации о проведенных операциях и об изменениях валютного договора.

Для уполномоченных банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также в иных случаях, установленных нормативным правовым актом Национального Банка Республики Казахстан, допускается уведомление об осуществленных валютных операциях в форме отчетов Национальному Банку Республики Казахстан на регулярной основе.

В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 06.01.12 г. № 530-IV (см. стар. ред.)

2. Если в отношении подлежащих уведомлению валютных операций не установлено требование уведомления в форме отчетов на регулярной основе, резидент-участник валютной операции обязан уведомить Национальный Банк Республики Казахстан после заключения валютного договора, но не позднее семи рабочих дней с даты начала исполнения обязательств по нему одной из сторон. В случае, если порядок уведомления распространился на валютный договор в процессе исполнения обязательств по нему, - не позднее тридцати календарных дней с даты, когда валютные операции, осуществляемые по валютному договору, стали подлежать уведомлению.

При открытии счета в иностранном банке уведомление осуществляется в случаях и сроки, которые установлены в пункте 2 статьи 25 настоящего Закона.

Если резидент становится стороной валютного договора, на который режим уведомления распространился в результате уступки требования или перевода долга, то он обязан уведомить Национальный Банк Республики Казахстан о таком валютном договоре в срок не позднее тридцати календарных дней с даты заключения соответствующей сделки.

3. Подтверждение уведомления, за исключением случаев уведомления в форме отчетов на регулярной основе, осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан по истечении семи рабочих дней с даты предоставления резидентом информации о валютном договоре. При этом резиденту-участнику валютной операции выдается документ установленного образца - свидетельство об уведомлении.

4. Национальный Банк Республики Казахстан в целях уточнения обстоятельств совершения валютных операций вправе затребовать валютный договор, на основании которого осуществляются валютные операции.

5. Уполномоченные банки и (или) профессиональные участники рынка ценных бумаг при отсутствии свидетельства об уведомлении проводят валютные операции клиентов, уведомляя Национальный Банк Республики Казахстан в порядке, установленном нормативным правовым актом Национального Банка Республики Казахстан.

6. Нормативным правовым актом Национального Банка Республики Казахстан устанавливаются пороговое значение в отношении суммы сделки, при превышении которого валютный договор подлежит уведомлению, форма и порядок уведомления, а также исключения из режима уведомления.

См.: Письмо филиала ГУ «Национальный Банк Республики Казахстан» от 15 мая 2006 года № 25008/496

 

В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.07.09 г. № 167-IV (введен в действие по истечении тридцати календарных дней после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.); Законом РК от 06.01.12 г. № 530-IV (см. стар. ред.)

Статья 10. Документы, требуемые для получения лицензии и регистрационного свидетельства

Резиденты в соответствии с требованиями, предъявляемыми к осуществлению деятельности по организации обменных операций с иностранной валютой, а также в соответствии с требованиями режимов валютного регулирования, установленными настоящим Законом, представляют в Национальный Банк Республики Казахстан:

1) заявление;

2) копию валютного договора, прошитую и заверенную подписью (для физических и юридических лиц) и печатью (для юридических лиц);

3) копию документа, удостоверяющего личность (для физических лиц, осуществляющих валютную операцию);

4) копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);

5) копию учредительных документов (нотариально засвидетельствованную в случае непредставления оригиналов для сверки) - для юридических лиц;

6) Исключен в соответствии с Законом РК от 12.01.07 г. № 224-III (см. сроки введения в действие) (см. стар. ред.)

7) Исключен в соответствии с Законом РК от 06.01.12 г. № 530-IV (введен в действие с 1 января 2012 года) (см. стар. ред.)

8) документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям, в том числе квалификационным требованиям, установленным настоящим Законом и нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан;

9) справку банка о наличии у резидента счета в иностранной валюте;

10) копии документов, подтверждающих возникновение, исполнение и прекращение обязательств по валютному договору.

Национальный Банк Республики Казахстан вправе запросить у резидента для ознакомления оригиналы документов, указанных в настоящей статье.

Документы, составленные на иностранном языке, представляются в Национальный Банк Республики Казахстан с переводом на государственный или русский язык.

 

Статья 11. Валютный мониторинг

1. Валютный мониторинг осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан в целях оценки устойчивости платежного баланса Республики Казахстан.

Основными задачами валютного мониторинга являются:

1) создание информационной базы по валютным операциям, осуществляемым объектами валютного мониторинга;

2) совершенствование статистики, анализа и прогноза платежного баланса, внешнего долга и международной инвестиционной позиции Республики Казахстан.

2. Объектами валютного мониторинга являются филиалы и представительства юридических лиц-нерезидентов, действующие на территории Республики Казахстан более одного года.

Виды деятельности, на которые распространяется валютный мониторинг, определяет Национальный Банк Республики Казахстан.

3. Валютный мониторинг осуществляется методом сбора от объектов валютного мониторинга информации по их валютным операциям с резидентами и нерезидентами по реализуемым проектам в соответствии с установленными формами отчетности.

4. Сроки и формы отчетности для проведения валютного мониторинга устанавливаются нормативным правовым актом Национального Банка Республики Казахстан.

 

В стать 12 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.12.08 г. № 101-IV (введен в действие с 1 января 2009 года) (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 04.07.09 г. № 167-IV (введен в действие по истечении тридцати календарных дней после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 06.01.12 г. № 530-IV (см. стар. ред.)

Статья 12. Репатриация национальной и иностранной валюты

1. Репатриация национальной и иностранной валюты заключается в зачислении на банковские счета в уполномоченных банках

1) выручки в национальной и иностранной валюте от экспорта товаров (работ, услуг);

2) национальной и иностранной валюты, переведенной резидентом в пользу нерезидента для осуществления расчетов по импорту товаров (работ, услуг), в случае неисполнения или неполного исполнения обязательств нерезидентом.

Резидент обязан обеспечить выполнение требования репатриации национальной и иностранной валюты в срок репатриации. Сроком репатриации является период времени, рассчитываемый резидентом исходя из условий исполнения обязательств сторонами по валютному договору и в порядке, установленном нормативным правовым актом Национального Банка Республики Казахстан.

Уполномоченные банки, проводящие валютные операции резидентов, вправе потребовать от резидента четкого определения или уточнения срока репатриации.

2. Требование репатриации в соответствии с настоящим Законом считается частично или полностью исполненным в случаях

1) прекращения обязательства нерезидента зачетом встречного однородного требования;

2) прекращения обязательства нерезидента заменой первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения;

3) получения страховой выплаты при наступлении страхового случая по договорам страхования риска неисполнения нерезидентом обязательств;

4) фактического зачисления национальной и иностранной валюты на счета резидента в иностранных банках, предназначенные для обеспечения обязательств резидента в соответствии с условиями привлеченного от нерезидента займа или для обеспечения деятельности филиалов и представительств резидента, открытых за рубежом.

3. В случае уступки резидентом другому резиденту права требования к нерезиденту соответствующая обязанность по обеспечению выполнения требования репатриации в установленный срок переходит к резиденту, принявшему право требования.

4. Национальный Банк Республики Казахстан устанавливает единые правила и условия получения резидентами учетных номеров контрактов по экспорту и импорту и порядок осуществления экспортно-импортного валютного контроля в целях обеспечения выполнения резидентами требования репатриации, а также пороговое значение в отношении суммы сделки, при превышении которого требуется получение учетного номера контракта.

5. В целях контроля за репатриацией национальной и иностранной валюты в валютном договоре должны быть обязательно предусмотрены сроки исполнения обязательств нерезидентами.

Резиденты в случае изменения сроков исполнения обязательств, возникновения иных обстоятельств, влияющих на установленные сроки репатриации, обязаны уведомить уполномоченные банки и (или) Национальный Банк Республики Казахстан, предоставив соответствующее обоснование и подтверждающие документы.

6. Контроль за выполнением требований настоящей статьи и обоснованностью невозврата валютных средств осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан совместно с органами налоговой службы, таможенными и правоохранительными органами, в том числе путем взаимного обмена информацией.

 

 


7695520382519531.html
7695579995920343.html
7695721253323868.html
7695889888016241.html
7695966792023800.html